МКОУ "СОШ № 22 имени Героя Советского Союза И.Я. Филько"
хутор Зайцев
  • Профессиональные стандарты

    Профстандарт педагога – общие положения

    Профстандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому к 2015 году следует  разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. В настоящее время Минтруда РФ утверждено 14 профстандартов, в т.ч. по таким профессиям, как педагог, специалист по медико-социальной экспертизе, сварщик, специалист по работе с семьей и др. А всего в 2013 году их должно быть  более 300.

    Что такое профстандарт

    В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта,  согласно которой:

    Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.

    Зачем нужны профстандарты

    Профессиональные стандарты применяются:

    • работодателями — при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
    • образовательными организациями профессионального образования  — при разработке профессиональных образовательных программ;
    • при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

    Профстандарт педагога призван:

    • определять необходимую квалификацию педагога;
    • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
    • обеспечить необходимую осведомленность педагога  о предъявляемых к нему требованиях;
    • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Структура профстандарта педагога

    Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться  непривычной для педработников.

    Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов — учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов:

    I.. Общие сведения.

    II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

    III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

    IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

    Содержание профстандарта педагога отражает:

    • обучение;
    • воспитательную работу;
    • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
    • профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
    • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

    Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции,  уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

    Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.

    Разработчиком профстандарта педагога является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109,  а ответственной  организацией-разработчиком — Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего   профессионального образования города Москвы «Московский городской  психолого-педагогический университет».

    Настоящий профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями,  осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего  общего образования.

    В перспективе предполагается расширить сферу применения профстандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования, педагог системы профессионального образования, педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), тьютор  и т.п.

     Справка

    В профстандарте педагога используются следующие сокращения:

    ОКЗ – Общероссийский классификатор занятий.

    ЕКС – Единый квалификационный справочник, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н  «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).

    ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

    ОКСО  — Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

    А также  понятия:

    компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;

    трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;

    условия труда — совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

    Источник: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, Концепция и содержание профстандарта педагога

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике